Проблема общественного прогресса
Прогресс (лат.) - «движение от низшего к высшему»
Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Пути общественного развития:
Прогресс:
- эволюция
- революция
Эволюция
|
Революция
|
Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на
непрерывном, постепенном качественном изменении.
|
Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на
коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к
другому.
|
Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность,
естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов
изменения, органический характер процессов развития.
|
Основными чертами революции выступают: быстрота изменений,
неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
|
Реформа - это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.
Основные противоречия прогресса:
- Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
- Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными.
- Прогрессивные сдвиги с той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также отрицательные последствия для общества.
- Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
Источник:
Эссе
Базовая наука: социология.
Тема эссе: «Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья» ( П. Сорокин).
В данном высказывании русско-американский социолог и культуролог П. Сорокин поднимает проблему критериев прогресса.Эта проблема актуальна для человека, так как прогрессом управляет сам человек. П. Сорокин считает, что вся суть прогресса должна заключаться в счастье, и как бы критерии прогресса не изменялись принцип счастья всегда остается и должен основаться основой прогресса. Я полностью согласна с мнением автора, ведь все усилия человека направленны только на достижение целей,которые могут привести к более легкой и комфортной жизни. Следовательно, счастье- это единственный стимул для улучшения человеческого развития.
Философия- особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.С точки зрения философии критерием общественного прогресса является способ производства материальных благ, включающий в себя определенные уровни развития производительных сил, производственных отношений и классовую структуру общества.Следовательно, уровень развития материального производства.
Если взглянуть на наш мир со стороны, то можно сделать вывод, что прогресс,который длился еще с незапамятных времен принес человеку счастье, ведь в наши дня мы можем спокойно передвигаться по городу в автомобилях, практически не заниматься делами по дому, отправлять сообщения не выходя из дома и многое другое. Цель прогресса была сделать человека счастливым, так как высшим благом и целью жизни людей выступают личные удовольствия. Но, естественно, блага не бывает без потерять, вследствие чего страдает наша планета Земля, многие люди погибают, животных убывают ради еды и одежды, и т.д. Но последствия этих действий, все равно делают нас счастливыми. Мы оцениваем только результат, а какими способами его достигли, для многих людей и не важно.
Таким образом, я пришла к выводу, что критерии прогресса должны включать в себя принцип счастья, но нужно уметь найти такой путь к осуществлению прогресса, в котором не будет сопутствующих потерь.
Анастасия, скажите: разве мы называли на уроке в числе критериев прогресса, счастье? Не было такого! А это значит, что необходимо при раскрытии смысла соотнести авторское понимание с материалов темы. А Вы раскрываете смысл буквально, что не есть хорошо. Отсюда — проблемы как с теоретической аргументацией, так и с фактической.
ОтветитьУдалить